понедельник, 11 августа 2008 г.

Эволюция электронного правительства: от амебы до обезьяны

В своих исследованиях ООН основывается на идее пяти этапов развития электронного правительства:

1 этап. Развивающееся электронное правительство. Государственные сайты представлены в виде простых визиток и официальных веб-страниц.

2 этап. Расширенное присутствие электронного правительства. Государство предоставляет больший объем информации через интернет - законы и нормативные документы, отчеты, новости, скачиваемые базы данных.

3 этап. Интерактивность. Вводятся простые он-лайн сервисы - такие как возможность скачать формы и бланки, заполнить на сайте простые запросы. Появляются новые форматы вещания, видео и аудио.

4 этап. Транзакции. На четвертом этапе простое информирование сменяется взаимодействием гражданина и государства. Государсвенные услуги становятся настоящими услугами и позволяют платить налоги, подавать заявления на получение паспортов и свидетельств о рождении, оформлять обновление водительских прав. Граждане могут оплачивать через государственные сайты всевозможные таксы и пошлины.

5 этап. Сетевое электронное правительство. Наиболее развитый уровень работы государства в интернете. Сервисы G2G, G2C and C2G интегрированы между собой, правительство вовлекает граждан в процессы подготовки и принятия решений и общественные дискуссии.

На мой взгляд, ооновская схема пяти этапов слишком проста. В чем разница между четвертым и пятым этапом? Почему речь идет только о госуслугах для граждан, когда взаимодействие государства с бизнесом, некоммерческими организациями и общественными объединениями намного сложнее и многообразней? В чем суть государственных интернет-сервисов нового поколения - тех сервисов, которые идут дальше форм для заполнения и документов для скачивания? Схема, вероятно, придуманная лет пять назад, об этом умалчивает. Но ее стоит иметь ввиду, чтобы улучшить рейтинговые позиции российского e-gov с точки зрения ООН.

Для сравнения приведу похожую схему развития e-gov, которой пользуются эксперты Евросоюза:

Уровень 1. Информирование
Уровень 2. Однонаправленная интерактивность - скачиваемые формы и бланки
Уровень 3. Двустороннее взаимодействие - электронные формы
Уровень 4. Транзакции - полноценные электронные услуги
Уровень 5. Персоналиация - проактивное, автоматизированное взаимодействие.

Очевидно, что в этих схемах даже самый продуманный и эффективный государственный сайт PR-типа будет болтаться на допотопном первом уровне, потому что оценка идет по другому критерию. Также очевидно, что до четвертого уровня не дошел еще ни один федеральный российский государственный сайт - вся надежда на региональные и городские службы одного окна, которые хотя бы заявляют, что у них есть полноценные услуги.

Главная же проблема этих схем состоит в том, что они не задают никакой перспективы. Сингапур и Индия уже сейчас дошли до пятого уровня игры, каким должен быть следующий шаг развития?

Комментариев нет: